РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования социально-гуманитарного направления кружок "Развивайка"

Воспитатель высшей категории Козлякова Наталья Александровна.
Воспитатель высшей категории
Козлякова Наталья Александровна
    1. Структура занятия.

Данная программа рассчитана на два года и предназначена для детей от 5 до 7 лет. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н.А.Зайцева. Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и взрослого, проводятся 1 раз в неделю, с группой детей, не превышающей 15 человек, в специально отведённом помещении с использованием таблиц и кубиков Н.А.Зайцева. Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально- коммуникативное развитие.

Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводиться параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения.

Обучение начинается со знакомства с кубиками, таблицами. Детям предлагаются сразу все кубики, пропеваются все склады по таблице, минуя заучивание букв (к ним мы вернемся, когда будем пропевать алфавит).

Самая большая проблема при обучении детей чтению возникает тогда, когда ребенок все буквы знает, а читать не может... Не может «слить» согласный звук и гласный! При обучению по кубикам Зайцева такой ситуации не возникает – ребенок сразу знакомится со складами, пропевает их по таблицам, кубикам: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б; бю- бе-бя-бе-би-бь . А сложить слово  из  складов  намного  проще  чем  из  букв.  Если ребенок заучил как буква звучит в алфавите или еще хуже какой картиночке соответствует ему трудно прочитать слово: МА-МА должно соответствовать набору картинок: мяч-арбуз-мяч-арбуз, или озвученных букв: эм-а-эм-а. Азбуки с картинками не помогают, а мешают научиться читать. Изображения букв увязываются в сознании ребенка с картинками, от которых потом приходится освобождаться.

Пропевание склада в игре, соревновании приводит к устойчивому запоминанию, все склады на таблице находятся в строгой системе: вверху «железные»-внизу «деревянные» (звонкие-глухие согласные), сверху вниз можно проследить соответствие парных, сонорных и др. согласных (з-с, ж-ш, в-ф, г-к и  т.д.).  Ритмическое проговаривание, пропевание, музыкальное сопровождение являются мощными средствами воздействия на память.

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие - категории для детей абстрактные и совершенно непонятные. Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, далекие от науки определения и пояснения (из современных школьных учебников). Конечно, нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких, но почему обязательно только через термины и определения? В так называемых "твердых" и "мягких" ничего твердого и мягкого нет, а вот большое и маленькое ощутимо присутствует.

А что у Зайцева?

"Золотые" кубики - для гласных.

"Железные" и "деревянные" (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком.

"Железные" - для звонких, "деревянные" - для глухих. Большие - для твердых, маленькие - для мягких.

К концу обучения большинство детей умеют читать небольшие тексты, выразительно и понимая смысл прочитанного, составлять предложения, используя знаки препинания, ударения кубиками, указкой по таблице. Присутствие соревновательного азарта подтягивает отстающих, медлительных. Не все дети начинают читать одновременно – идет период накапливания информации, и молчуны начинают говорить, или молча составлять слова, а потом и подпевая остальным. От чтения своих имен, составления слов переходим к чтению словосочетаний – на помощь приходят складовые картинки с названием растений, продуктов, животных, предметов, игрушек. насекомых, и т.д. Игры в «Магазин», «Зоопарк», «Поезд» и др. позволяют закрепить умение составлять и читать слова и словосочетания.

Дальше переходим к предложениям, и знаки препинания позволят изучить все многобразие интонаций и их состава. Алгоритм: составление слов, затем предложений из кубиков - «списывание» их по таблице указкой – проговаривание -  проверка остальными и пробелов и знаков помогает непризвольно от письма переходить к чтению и наоборот.

Программа занятий

Тематическое планирование для детей 6-7 лет

№ занят ия

Содержание занятий

Содержание занятий по формированию навыка чтения

I этап – установочные занятия

1.

Повторение кубиков:

Правила

совместной деятельности.

Различие кубиков по цвету:

По объёму;

По звучанию.

по цвету, объёму, звучанию.

Каждый кубик имеет своё имя:

У, О, А, Э, Ы - большой золотой,

ю-ё-я-е-и - маленький золотой,

ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л

  • большой железный, лю-лё-ля-ле-ли-ль - маленький железный, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П
  • большой деревянный,

пю-пё-пя-пе-пи-пь - маленький деревянный.

Озвучивание кубиков.

Различие кубиков по цвету:

золотые, железные, деревянные, бело- зелёные, один серо- коричнево-бело- зелёный, один бело- коричневый.

 Отслеживание глазами.

По объёму: большие, маленькие, двойные, как бы склеенные друг с другом.

По звучанию: пропеваем, поворачивая кубик в руках ребёнка (ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ- Л).

Игра: «Беги, неси другой» - озвучивание.

II этап – запоминание складов

3-6

Моё имя. Моя семья

Повторение         таблиц         складов Н.А.Зайцева

Попевка №1 Игра «Как тебя зовут?»

Игра «Где живет твоё имя?» – таблица.

Пение       «песенок»        о      членах       семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 1»

Озвучивание больших железных кубиков.

Игра: «Неси другой, большой железный».

Пение       «песенок»        о      членах       семьи (м,п,б,д,с) Игра «Классификация 2»

Игра: « Неси другой, большой деревянный»

Пение       «песенок»   о членах семьи (м,п,б,д,с)                 

Игра «Классификация»

7-10

«Смешные слова»

Знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких).

Пение       «песенок»        о      членах       семьи (м,п,б,д,с) Игра «Поезда», «Смешные слова»

Упражнение «Кубик беру, в таблице песенку нахожу» - пропевание складов.

11- 14.

«Поезда»

Продолжить знакомство с таблицами – определение порядка расположения складов: золотых, железных (твердых и мягких), деревянных (твердых и мягких).

Песенка «Петушок», Игра «Озвучить выбранный кубик», «Поезда»

Определение порядка расположения и пропевания складов.

Составление «поездов» из кубиков (с буквами А,Я). Пение «песенок»

Составление «поездов» из кубиков (с буквами О,Ё). Пение «песенок»

Игра: "Неси кубик с «О» - повторение порядка расположения складов на кубиках (пропевание).

Составление «поездов» из кубиков (с буквами У,Ю). Пение «песенок»

Определение порядка расположения складов на таблице (золотые, железные, деревянные).

Чтение по таблице деревянных складов.

Упражнение «Пиши» - МА-МА, ПА-ПА, ДЕ-ДУ-Ш-КА, БА-БУ-Ш-КА…(указкой по таблице).

15-18

Здравствуй, гостья Зима!

Составление «поездов» из кубиков (с буквами Ы,И). Пение «песенок»

Попевка 2 (соотнесение складов по мягкости – твердости с ударением на первом складе) - аудиокассета.

Игра: "Соединю буквы" – чтение складов.

Составление «поездов» из кубиков (с буквами Э,Е). Пение «песенок»

Попевка "Бежим по железной дорожке", (по желанию забираем большие золотые буквы).

Игра "Смешные слова" (Чтение по железным кубикам).

Игра «Найди своё имя» (имена написаны на доске) – чтение.

Зима – холода

песня «Гостья зима!»

Следы на снегу

Игра «Лучики» - чтение по кубиками с «У» - ЛУ, МУ, НУ,

РУ … (большие железные). «ю» - лю, мю, ню, рю … (маленькие железные).

Упражнения        на     закрепление        знаний складов.          Пение                      песни       «Здравствуй, гостья Зима!» Игра «Составь слово»

19.

Загадки о животных

Упражнения        на     закрепление        знаний складов.          Пение                      песни       «Здравствуй,

гостья Зима!» Игра «Шагаем и читаем»

III этап – выход в слово

20-24

Письмо      односложных       и    двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков

Письмо односложных слов по таблице,

составление       слов  из      кубиков.      Пение песни «Бабка Ёжка»

Письмо      односложных       и    двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Пение песни «Бабка Ёжка»

.

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №1 по складовым

картинкам

Письмо односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Игра №2 по складовым

картинкам в командном варианте

25.

 «23 февраля»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Пение песни «Праздничный

салют»

26.

-27

Б.Заходер «В марте есть такой денѐк»

А.Барто

«Разговор с дочкой»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов в тетради в крупную клетку. Игра №15 по складовым

картинка. Пение песенки «Тень – тень»

Упражнения на закрепление умений. Печатание слов. Игра №10 по складовым картинка. Пение песенки

«Тень – тень»

Е.Благина

«Огонѐк»

Упражнения       на    закрепление       умений. Печатание слов. Игра №6 по складовым картинкам.  Пение песенки «Тень – тень»

28-29

Города Ставропольского края

Улица на которой живу

Заглавная буква в написании названий

городов.      Закрепление       навыка      чтения слов. Ударение. Печатание

Заглавная буква в написании названий улиц. Закрепление навыка чтения слов.

Ударение. Печатание

IV этап – выход в предложение

30.

Планеты

солнечной системы

Профессия лѐтчик-

космонавт.

Лента знаков. Письмо простых предложений из произведений великих писателей.

Чтение            текстов           на          плакатах. Произведения                        устного           народного

творчества о звѐздном небе, Луне

31.

КВН      «Весенние

переливы»

Обобщение знаний и умений по чтению.

V этап – выход в текст. Алфавит

32

К.Ушинский

«Храбрая собака»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя.

Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

33.

К.Ушинский

«Лиса и гуси»

Чтение       текста       вслух      и     про      себя.

Драматизация прочитанного. Алфавит- песенка

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie